icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Курсы валют
сегоднязавтра
92.01 91.94
77.65 77.21
Рекламный баннер 990x90px top

Корсаковский музей продолжает публикации, посвященные Году памяти М.С. Корсакова

02:46 11.02.2026 16+
Корсаковский музей продолжает публикации, посвященные Году памяти М.С. Корсакова.

Одной из наиболее значительных заслуг Н.Н. Муравьёва за годы управления Восточной Сибирью стала организация Амурской экспедиции 1849–1855 годов, которая подготовила условия для дипломатического урегулирования пограничного вопроса между Российской империей и Китаем. Фактически, Муравьев сумел выработать, отстоять перед центром и реализовать самостоятельную азиатско-тихоокеанскую региональную программу, которая предполагала расширение территории Российской империи, присоединение Приамурья, а также укрепление ее позиций на берегах Тихого океана.

Основная черта стиля управления Н.Н. Муравьева - умение подчинять всю свою деятельность главной цели. Сама эта цель могла с течением времени и изменяться, на пути к ее достижению могли быть отступления, компромиссы, отвлечения, но приоритет оставался ясен и самому генерал-губернатору, и его ближайшим подчиненным.

Возвращение Амура стало одной из главных задач, которые Николай Николаевич Муравьев поставил перед собой с самого начала генерал-губернаторства.

Вопрос о судоходности Амура в проливе между Сахалином и материком к середине XIX века оставался невыясненным. Это было связано с ошибочными выводами мореплавателей разных стран, сделанными в разные годы, о полуостровном положении Сахалина и недоступности для судоходства мелководного устья Амура. За три года до открытия Г.И. Невельского, в 1846 году, Морское министерство предприняло попытку уточнить перспективы судоходства по Амуру и отправило в экспедицию бриг «Великий князь Константин», которым командовал поручик Александр Гаврилов. Он должен был выяснить, существует ли вход в Амур со стороны моря. Однако до устья реки исследователям добраться не удалось. Они заплутали в заливе Байкал на севере Сахалина, долго не могли оттуда выбраться и приняли за Амурский лиман именно залив. Резолюция императора Николая I на отчете экспедиции гласила: «Весьма сожалею. Вопрос об Амуре как о реке бесполезной оставить».

Геннадий Иванович Невельской с юных лет изучал все доступные сведения об Амуре и Сахалине. В 1841 году он оказался в Нидерландах, где встретился с востоковедом Филлипом Зибольдом. Последний рассказал ему об отчетах японских путешественников Могами Токуная и Мамия Риндзо, которые утверждали, что Сахалин можно обойти по воде со всех сторон. Идея совершить экспедицию к Амуру настолько захватила молодого капитана, что перевесила блестящие карьерные перспективы, открывавшиеся перед ним в Балтийском флоте — он служил на кораблях, ходивших под вымпелом цесаревича Константина, и пользовался доверием последнего. Но Невельской постарался получить назначение на двухмачтовый транспорт «Байкал», который должен был доставить груз в Петропавловск-Камчатский.

«Амурский вопрос» стал стержнем всей деятельности Н.Н. Муравьёва на посту генерал-губернатора Восточной Сибири. Поддерживая перед правительством открытия Г.И. Невельского, Николай Николаевич способствовал официальному утверждению в 1851 году Амурской экспедиции.

С Амурской экспедиции Геннадия Ивановича Невельского, которая доказала, что устье Амура судоходно, а Сахалин – остров, началось фактическое заселение русскими Приамурья. В 1850 году был основан военный пост Николаевск, поднят русский флаг, что означало: нижнее Приамурье вошло в состав России.

Канал музея в MAX: https://clck.ru/3QsRuT

#МСКорсаков200
209

Оставить сообщение: