icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Курсы валют
сегоднязавтра
93.68 93.34
82.30 82.59
Рекламный баннер 990x90px top

Неоконструктивизм: новая теория образования, ориентированная на самостоятельность и действия

13:00 20.03.2025 16+
Неоконструктивизм: новая теория образования, ориентированная на самостоятельность и действия

В научной среде продолжается поиск новых образовательных подходов, способных отвечать на вызовы современного общества. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ Юлия Корешникова и Павел Сорокин предложили концепцию неоконструктивизма — она делает акцент на развитии способности к самостоятельным решениям и изменению окружающей среды.

Как «неоконструктивизм» соотносится с предыдущими теориями?

• Бихевиоризм — акцент на запоминании и повторении. Ученик усваивает знания через подкрепление (награды, оценки, тесты), но остается в рамках чётко заданных правил.

• Когнитивизм — внимание к мышлению и обработке информации. Формируются интеллектуальные навыки, но без акцента на самостоятельные действия.

• Конструктивизм — ученик активно осваивает материал через опыт, но в условиях заранее заданных рамок и правил.

Неоконструктивизм предлагает иной вектор: обучение через действие, где образовательный процесс включает не только освоение знаний, но и развитие навыков самостоятельного принятия и проектирования новых решений, изменения учебных ситуаций и правил.

Как применять теорию на практике?

— Включение в учебный процесс задач с разными возможными решениями, а не единственно верными ответами.
— Постановка вопросов, не имеющих однозначного решения, но требующих анализа и выбора стратегии.
— Создание учебных ситуаций, где ученик может предлагать новые подходы, а не следовать заданным инструкциям.
— Формирование навыков работы в условиях неопределенности, когда правил ещё нет, и их нужно определить самостоятельно.

Так, неоконструктивизм задаёт новую траекторию в педагогике, ориентированную не только на освоение знаний, но и на развитие способности менять окружающую реальность.

Источник — исследование авторов «От бихевиоризма к неоконструктивизму: обзор образовательных теорий для задач развития самостоятельности в условиях неоструктурации»: https://clck.ru/3HxTf3

#исследования

Подписаться на нас
443

Оставить сообщение: